Попытаюсь ответить коллегам, опираясь на то, что, как мне кажется, понял сам:
1) Теплота может выделиться в виде энергии излучения.
2) До замыкания ключа оба конденсатора были подключены к источнику, поэтому на каждом из них был некоторый заряд и, соответственно, напряжение (их легко рассчитать). После замыкания ключа, действительно, никаких изменений не произойдёт.
3) До замыкания ключа конденсаторы были соединены последовательно; после замыкания левый конденсатор оказался закороченным, а значит, незаряженным.
Теплота выделялась в соединительных проводах пока конденсаторы заряжались или перезаряжались. После замыкания и размыкания ключа всякий раз текут временные токи через провода, излучение здесь ни при чем. Нужно писать закон сохранения энергии системы с учетом работы батареи по перемещению заряда по цепи. Действительно, после замыкания ключа левый конденсатор закорачивается, но и заряд правого конденсатора и энергия его меняются тоже.
Ну, вот, уважаемые коллеги, хотя бы к финишу курсов мы начали общаться по поводу условий и решений некоторых задач. Как жаль, что этого не было раньше!
Позвольте, однако, вернуться к вопросу Ларисы Витальевны. На мой взгляд, ответ на него всё же сложнее, чем в предыдущем комментарии. В качестве поддержки сошлюсь на два авторитетных источника: 1) решение задачи Ф291 из «Задачника Кванта» http://kvant.mccme.ru/1975/04/resheniya_zadachnika_kvanta_fi.htm (её предлагали на заключительном этапе Всесоюзной олимпиады в далёком 1974 году); 2) статья С.Д. Варламова «Роль излучения в электрических колебательных системах» в журнале «Потенциал» http://potential.org.ru/pub/Phys/WebHome/E-3(1).pdf . Обратите внимание, что в задаче Ф291 никаких резисторов нет, провода идеальные, а тепло выделяется!
В общем, тут есть что обсудить, только жаль, что наш замечательный лектор завершил свои лекции. Правда, скоро начнутся новые курсы, возможно, там эта проблема будет подробно пояснена.
Галина Спирихина сказал:
Написано, что ответ необходимо записать в виде целого числа или десятичной дроби. Единицы измерения указывать не нужно. Разделителем целой и дробной части является точка. При необходимости, округлите до 5 значащих цифр.
А где написано?
Нет, после замыкания ключа правый конденсатор заряжается до напряжения, равного ЭДС. Левый в это время соединён с точками равного потенциала. После размыкания ключа потенциалы этих точек не изменятся, поэтому конденсаторы сохранят то, что у них было до этого: у левого - ничего, у правого - максимальная энергия при напряжении , равном ЭДС.
Уважаемые коллеги! Решил поделиться с вами одним методическим приёмом, который использую более 30 лет. Людям моего поколения он, конечно же, хорошо известен, но среди нас есть и те, кто помоложе…
Итак, примите лирическое отступление по поводу решения 7-й задачи.
Честно говоря, не увидев сразу красоты решения, я начал решать её «в лоб». Только удивился, почему это Виктор Иванович - великий мастер составления оригинальных задач - заставил нас проводить множество преобразований и расчётов. «Не в его стиле», - подумал я. Однако в любом случае надо было приступать к решению.
Использовал стандартно закон сохранения заряда и второе правило Кирхгофа (не велел Виктор Иванович так называть, оформляя задание ЕГЭ, но для коллег-то можно). И во втором случае (при размыкания ключа) получил, что заряд левого конденсатора не изменился. Вот тут-то до меня и дошло, что решить можно было и без второй части выкладок.
А теперь самое главное: как использовать собственные просчёты в работе с учащимися.
В подобных случаях я всегда поступаю так: предлагаю задачу, на которой «прокололся», детям, и жду, как скоро найдут они красивый способ решения. Такое бывает практически всегда. Если же не получается, даю подсказки. И, в завершение, обязательно рассказываю, как сам «лопухнулся».
Подчеркну, на уроке (или на кружке - задача-то приличная!) своё восхищение я делю поровну: половина - красоте решения, половина - ученикам, увидевшим красоту.
Очень рад, если обсуждение задачи оказалось полезным. На мой взгляд, главное, чего не хватает многим учителям (даже в очень крупных городах РФ), - это профессионального общения. К счастью, подобные курсы позволяют хотя бы немного восполнить этот пробел. Как был бы я счастлив, если бы смог оказаться на таких же курсах лет 30 назад!
Михаил Бондаров сказал:
9-ю я знал раньше: это старая физтеховская задача 80-х годов. Там официальное решение достаточно громоздкое. Поэтому я отложил для себя её в папочку для раздумий: а нельзя ли её решить короче и красивее. Возможно, найду что-либо в перспективе сам, или кто-то из детей поможет...
А есть ссылка на решение?
Елена Киштикова сказал:
Михаил Бондаров сказал:
9-ю я знал раньше: это старая физтеховская задача 80-х годов. Там официальное решение достаточно громоздкое. Поэтому я отложил для себя её в папочку для раздумий: а нельзя ли её решить короче и красивее. Возможно, найду что-либо в перспективе сам, или кто-то из детей поможет...
А есть ссылка на решение?Если самое быстрое то написать все уравнения для линз и подбор в экселе целых расстояний от 0 до 100.
Это не закон, а интересный факт, который в некоторых случаях следует из закона сохранения энергии. Его отмечал, если помните, на прошлых курсах Д.А. Александров. Так вот, этот факт имеет место, если к незаряженному конденсатору подключают источник. Тогда ровно половина работы источника идёт на сообщение энергии конденсатору (на его зарядку), а другая половина выделяется в виде тепла. В нашем же случае ситуация несколько иная.
Для того, чтобы оставить комментарии к обсуждению, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, а затем вступите в курс